Страна : СССР
Тип : Бомбардировщик
Год : 1940
С осени 1940 г. в серийное производство был запущен вариант СБ-2М-105, оснащённый 12-цилиндровыми V-образными моторами водяного охлаждения В.Я. Климова М-105 взлётной мощностью 1100 л. с. и воздушными винтами ВИШ-22Е.
Самолёты этой модификации были оснащены турелями МВ-3 и люковыми установками ЛУ, на них в полном объёме были введены все модернизации, применённые на машинах предыдущих вариантов. В частности, были установлены посадочные фары и ложементы для убираемого лыжного шасси.
Часть самолётов СБ 2М-105 была оснащена сдвижным фонарём кабины пилота с изменённым верхним остеклением для совершенствования обзора при посадке и рулении по аэропорту.
Каждого до прекращения производства в начале 1941 г. было выпущено 6831 экземпляров СБ всех модификаций, из них порядка 150 машин - СБ 2М-105. Бомбардировщик СБ стал первым советским самолётом, чье лицензионное производство было налажено за рубежом. В Чехословакии было построено 110 самолётов под обозначением B.71.
Помимо СССР, бомбардировщики СБ состояли на вооружении в Испании, Китае, Чехословакии, Болгарии, Германии, Словакии и Финляндии.
Позже боевого дебюта в Испании с февраля 1938 г. СБ начали использоваться в Китае. Бомбардировщики этого типа участвовали в боевых операциях в Хасане и на Халхин-Голе. В сентябре 1939 г. он использовался в боевых действиях супротив Польши, зимой 1939-40 гг. в войне с Финляндией. В начале Великой Отечественной войны СБ был самым массовым советским бомбардировщиком. Он энергично эксплуатировался как дневной и ночной бомбардировщик, а также как разведчик на советско-немецком фронте до конца 1943 г. На Далеком Востоке принял участие в войне с Японией в августе 1945 г.
Китайские ВВС применяли СБ до конца 2-й мировой войны, а также в ходе штатской войны. Чехословацкие самолёты B.71 достались немцам и применялись как вспомогательные и учебные. Болгарские самолёты участвовали во вторжении в Югославию в апреле 1941 г.
Финны имели около 20 трофейных бомбардировщиков СБ различных модификаций, в основном СБ 2М-103, которые применялись как разведчики и патрульно-противолодочные самолёты.
Самолёты СБ сняты с вооружения в СССР в 1946 г.