Страна : СССР
Тип : Бомбардировщик
Год : 1936
Боевое крещение бомбардировщиков СБ состоялось осенью 1936 г. в ходе Штатской войны в Испании. 23 октября 1936 г. теплоход «Ветхий Большевик» доставил в испанский порт Картахена первые бомбардировщики СБ 2М-100. Совместно с ними в Испанию выручки советские лётчики и технический персонал. Самолёты получили в ВВС республиканцев прозвище «Катюшка».
Первые поставленные из Советского Союза СБ взамен скорострельных пулемётов ШКАС, считавшихся секретными, были оснащены ветхими 7,62-мм пулемётами В. А. Дегтярева ДА с магазинным питанием.
Боевой навык показал, что это решение было неудачным. Пулемёты ДА оказались абсолютно непригодными для скоростных самолётов. Встречный поток создавал сопротивление возвратной пружине пулемёта, и при крупный скорости полёта автоматика отказывала.
Результат от происхождения «Катюшек» в Испании был примитивно оглушающим. СБ могли воевать без истребительного прикрытия. Истребителей-бипланов националистов He.51 и CR.32 экипажи бомбардировщиков примерно не боялись. Стоявшие на самолёте моторы М-100 с нагнетателями имели лучшие высотные колляции, чем моторы этих истребителей. На высотах больше 4000 м они примитивно не могли догнать СБ. Временами «Катюшки» сами штурмовали и рассеивали бомбардировочные соединения мятежников-франкистов.
В ходе боевых действий в Испании проводились работы по улучшению бомбового вооружения самолётов. Была сделана система бомбодержателей для горизонтальной (больше выигрышной с точки зрения баллистики) подвески бомб калибра 50, 70 и 100 кг. При этом бомбовая нагрузка возрастала до 800 кг. Были использованы бомбодержатели от биплана P-Z.
В Испании были разработаны и использованы бомбовые кассеты, с которыми СБ мог брать 48 фугасных бомб по 12 кг либо 436 зажигательных бомб по 0,76 кг.
На многих испанских СБ снимался сдвижной фонарь задней кабины воздушного стрелка. Для прикрытия стрелка от воздушного потока устанавливался маленький прозрачный козырёк, а в верхней части фонаря кабины лётчика устанавливалось зеркало заднего вида.
Каждого из Советского Союза в Испанию было поставлено 92 бомбардировщика СБ. Последняя партия, состоявшая из СБ 2М-100А, отличавшихся больше сильными моторами М-100А, пришла в марте 1938 г.
Из 92 поставленных СБ республиканская авиация в ходе боевых действий утратила 74 машины. Позже падения Испанской республики в марте 1939 г. националистам досталось 19 исправных «Катюшек». Эти самолёты под обозначением 20W (позже B.5) вошли в состав ВВС Испании. Их эксплуатация продолжалась до 1946 г.