Тяжёлый двухмоторный истребитель ОКБ Петлякова Пе-3.
С началом Великой Отечественной войны, летом 1941 г., ВВС РККА неотложно понадобился барражирующий перехватчик, предуготовленный для борьбы с бомбардировщиками и разведчиками противника. В условиях войны стремительно дать фронту двухмоторный истребитель дозволено было, только взяв за основу серийный самолёт. Тут и сгодилось «истребительное прошлое» Пе-2.
В августе 1941 г. КБ В. М. Петлякова было предписано изготовить истребительный вариант Пе-2. 1-й бывалый истребитель Пе-3 поднялся в воздух 07 августа 1941, он был переделан из теснее построенного серийного бомбардировщика Пе-2 16-й серии. С момента выдачи заказа на самолёт до передачи машины на испытания прошло каждого семь суток!
Конструктивно истребитель Пе-3 отличался от Пе-2 компоновкой носовой и средней частей фюзеляжа и вооружением. В фюзеляже самолёта были помещены добавочные топливные баки, один из них был установлен в бомбоотсеке, два других на месте кабины стрелка. Самолёт стал двухместным.
На истребителе было усилено наступательное вооружение. Носовая стрелковая установка опытного Пе-3 состояла из 2-х 12,7-мм пулемётов БК с боекомплектом 150 патронов на ствол и одного 7,62-мм пулемёта ШКАС с боекомплектом 450 патронов. Верхняя установка штурмана ТСС-1 с 7,62 мм пулемётом ШКАС и боекомплектом 750 патронов была взята без изменений от Пе-2. От того что вести огонь назад-вниз сейчас было некому, применялась отработанная ещё для высотного истребителя «100» хвостовая статичная установка 7,62-мм пулемёта ШКАС с боекомплектом 250 патронов.
Бомбардировочное вооружение было решительно упрощено. От Пе-2 остались лишь четыре бомбодержателя: два в бомболюках мотогондол и два наружных под фюзеляжем. Всеобщая масса бомбовой нагрузки уменьшилась, типичная нагрузка составила 400 кг, а перегрузочная - 700 кг (две бомбы по 250 кг и две по 100 кг). Тормозные решётки под консолями совместно с приводами были демонтированы, в итоге чего исчезла вероятность изготавливать бомбометание в пикировании.
На серийных Пе-3 носовой пулемёт ШКАС был снят, но но до 250 патронов на ствол был увеличен боекомплект у пулемётов БК.
В процессе «отстрела» носовой установки выяснилось, что плексигласовый носок фюзеляжа не выдерживает давления дульных газов и разрушается. Он был заменён вначале дюралевым, а позднее стальным. Было сокращено бортовое остекление, удалены огромные смотровые блистеры и верхний остекленный люк кабины стрелка.
Тяжелые истребители отправлялись с завода в строевые части в комплектации, соответствующей головному серийному Пе-3. Каждого в 1941 г. было построено 196 Пе-3. Ещё 11 самолётов собрали из имевшегося задела в апреле 1942 г.