Страна : СССР
Тип : Бомбардировщик, Пикирующий бомбардировщик
Год : 1944
На заключительном этапе серийного производства в конструкцию Пе-2 вносились крайне незначительные метаморфозы. Начиная с 359-й серии все самолёты оснащались индивидуальными выхлопными патрубками на моторах, с 382-й серии был установлен больше сильный пневматический стартер, менялись прицелы, аппараты кислородной системы, радиооборудование и другие приборы, в конструкцию вносились мелкие аэродинамические модернизации.
В самом конце 1944 г. в производство Пе-2 было внедрено последнее огромное нововведение - изменен носок консолей крыла. Изменённый носок увеличил диапазон полётных скоростей Пе-2, единовременно усовершенствовал его поведение на посадке, а также обеспечил возрастание фактического потолка машины.
Пе-2 использовался с первых дней Великой Отечественной войны в частях ВВС РККА и морской авиации на всех фронтах в качестве пикирующего бомбардировщика и фоторазведчика. С начала 1943 г. Пе-2 вытеснили из строевых частей окончательно устаревшие бомбардировщики СБ, став основным и особенно распространенным советским фронтовым бомбардировщиком.
В руках советских лётчиков Пе-2 в полной мере раскрыл заложенные в нем вероятности, был знаменит у экипажей и с первого до последнего дня войны оставался её добросовестным тружеником. Конечный боевой вылет в Европе был совершен 8 мая 1945 г. на порт Лиепаю. Участвовали Пе-2 и в короткой военной кампании на Далеком Востоке.
В годы войны, помимо СССР, Пе-2 состоял на вооружении Финляндии и Польши. Финские Пе-2, проданные Германией трофейные советские самолёты, применялись в Южной Карелии и под Ленинградом, а также участвовали в противолодочном патрулировании на Балтике. Польские бомбардировщики в боевых операциях участия не принимали.
Производство Пе-2 завершилось в декабре 1945 г. Каждого за время производства с 1940 по 1945 годы было выпущено 11070 экземпляров Пе-2 всех модификаций. Ни один советский бомбардировщик ни до, ни позже Пе-2 в таких числах не строился.
Позже войны Пе-2 ещё несколько лет состояли на вооружении ВВС СССР, а также поставлялись союзникам СССР - Польше, Чехословакии, Болгарии, Югославии и Китаю.