Страна : СССР
Тип : Бомбардировщик, Пикирующий бомбардировщик
Год : 1940
Двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, убирающимся шасси с хвостовым колесом.
Идея создания фронтового пикирующего бомбардировщика Пе-2 родилась крайне невзначай. Дело в том, что навык начавшейся мировой войны указал на ущербность доктрины тяжёлых двухмоторных истребителей и на ошибочность концепции их использования. Самолёты, удовлетворявшие этой доктрины, либо потерпели фиаско, либо были обязаны перевоплотиться в иной роли. Не стал исключением и высотный истребитель В. М. Петлякова ВИ-100, сделанный в КБ-29 Специального Технического Бюро НКВД. Невзирая на то, что испытания показали крайне впечатляющие итоги, колляции значительно опережали показатели схожих европейских примеров, а индустриальные предприятия готовы к серийному выпуску, было принято решение о нецелесообразности его запуска в производство. К тому времени стало идеально видимо, что такой самолёт просто не необходим. При этом ВВС РККА испытывали очевидную надобность в усовершенствовании и пополнении парка фронтовой бомбардировочной авиации. В частности такой класс самолётов, как пикирующие бомбардировщики, очаровательно зарекомендовавший себя в первые годы 2-й мировой, в СССР просто отсутствовал. Восполнить пробел было решено за счёт конверсии истребителя ВИ-100. В тезисе эта конструкция обещала стать крайне перспективной, промышленность была готова к серийному производству, а времени на разработку твердо новой доктрины теснее не оставалось. В итоге Петлякову было дано задание в кратчайшие сроки подготовить план пикирующего бомбардировщика ПБ-100 на базе имеющегося прототипа истребителя.
На переделку отвели каждого полтора месяца, но с этим заданием конструкторы совладали блестяще. Осенью 1940 г. ПБ-100 удачно прошёл испытания и сразу был запущен в серийное производство. По фамилии конструктора В. М. Петлякова с декабря 1940 г. самолёт стал именоваться Пе-2. Первые серии были крайне малочисленными: 5-10, максимум 20 экземпляров. Делалось это намеренно для того, дабы вносить совершенствования прямо по ходу серийного производства.
Первые серийные самолёты оснащались 12-цилиндровыми V-образными редукторными моторами водного охлаждения В. Я. Климова М-105Р номинальной мощностью 1100 л. с.
Фортификационное вооружение включало четыре 7,62-мм пулемёта ШКАС. Два пулемёта ШКАС с боекомплектом 500 патронов на ствол были статично установлены в носовой части фюзеляжа для курсовой стрельбы, штурман мог вести огонь из турельной установки ТСС-1, расположенной за спиной пилота, боекомплект этой точки составлял 750 патронов. В нижней части фюзеляжа монтировалась люковая установка типа ЛУ-МВ-2 с боекомплектом 750 патронов.
Типичная пригодная нагрузка Пе-2 составляла 600 кг, максимальная 1000 кг. 4 бомбы максимальным калибром 100 кг размещались в фюзеляжном бомбоотсеке и ещё по одной бомбе в бомбоотсеках, расположенных в задней части мотогондол. Бомбы больше огромных калибров - 250 кг и 500 кг - располагались только на наружных бомбодержателях под центропланом.