Страна : США
Тип : Истребитель, Штурмовик
Год : 1943
Одномоторный весомый военный истребитель сопровождения/истребитель-бомбардировщик Republic P-47D Thunderbolt
Одноместный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы Republic Aviation Corporation под начальство Александра Картвели (Alexander Kartveli). 1-й полет опытного примера XP-47B состоялся в мае 1941 г. Серийное производство было началось в марте 1942 г.
В сентябре 1942 г из заводских цехов стали выходить истребители модификации P-47D имевшие 18-цилиндровые моторы воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-2800-21 мощностью 2000 л с с прямым впрыском водяной смеси в цилиндры на форсированных режимах и улучшенным турбокомпрессором.
Стрелковое вооружение P-47D состояло из восьми 12,7 мм пулемётов Colt-Browning M2.5, с боекомплектом по 425 патронов на ствол, расположенных в плоскостях крыла. На подфюзеляжный пилон P-47D первых серий имелась вероятность подвеса бомб калибром до 500 фунтов. На последующих сериях «Тандерболтов» были установлены добавочные крыльевые пилоны, которые предназначались для 2-х 1000-фунтовых бомб. Максимальная бомбовая нагрузка могла составлять 2500 фунтов (1130 кг), не поменьше чем у некоторых бомбардировщиков. Крыльевые бомбодержатели были «мокрыми» (wet), то есть к ним были подведены горючее-проводы, и на них дозволено было устанавливать подвесные топливные баки.
В конструкции P-47D было использовано подлинное адаптация в виде сварной рамы под обшивкой в нижней части самолета, предохранявшее фюзеляж от повреждений при посадке на «пузо» (belly).
На истребители серии P-47D-10 устанавливались моторы Pratt & Whitney R-2800-63 мощностью 2300 л с, были доработаны масло- и гидро-системы, упрощен механизм перезарядки бортового оружия в полете. На «Тандерболтах» серии P-47D-20 была увеличена высота хвостовой опоры шасси, с целью снижения аэродинамического сопротивления на разбеге, установлен мотор Pratt&Whitney R-2800-59 мощностью 2535 л с, облагорожена форма подкрыльевых пилонов. Начиная с этой серии, P-47D перестали красить. В условиях безусловного господства авиации союзников в воздухе маскировочную окраску самолетов признали излишней. Серия P-47D-22 отличалась наличием подкрыльевых пилонов для подвески бомб больших калибров, широколопастным винтом Hamilton Standard усовершенствовавшим скороподъемность на мелких и средних высотах, сбрасываемым фонарём кабины и лобовым бронестеклом. Начиная с серии P-47D-25 «Тандерболты» получили новейший беспереплетный каплевидный фонарь кабины, значительно усовершенствовавший обзор. Правда, снижение высоты гаргрота за кабиной пилота привело к некоторому ухудшению курсовой стабильности самолета, следственно начиная с серии P-47D-27 на «Тандерболтах» возник маленький форкиль. Самолеты серии P-47D-30 могли нести десять 127 мм НУР HVAR на подкрыльевых держателях.
Каждого было изготовлено 12602 самолёта P-47D (самая массовая модификация «Тандерболта»). Самолёт использовался на всех театрах военных действий, от тропиков до Аляски, в качестве истребителя сопровождения и истребителя-бомбардировщика. Помимо USAAF, в годы войны поставлялся в Бразилию, Великобританию, Мексику, СССР, Францию.