Страна : СССР
Тип : Штурмовик
Год : 1942
В середине 1941 года на основании навыка, полученного в сражениях с фашистскими войсками, было принято решение модернизировать штурмовик Ил-2. В новую машину предполагалось установить новейший мотор М-82 с мощностью до 1675 л.с, а также добавить место стрелка позади пилота. Последнее сочли нужным, потому что самолет уступал в скорости немецким истребителям Bf.109 и являлся легкой добычей при атаке с задней верхней полусферы. Кабина стрелка была помещена на месте заднего топливного бака за бронеперегородкой пилотской кабины. В качестве вооружения устанавливался пулемет УБТ калибра 12.7 мм. Увеличение массы не сказалось на комплекте вооружения за счет больше сильного мотора (изначально предполагалось уменьшение числа ракет РС-82 до 4-х, а бомбовой нагрузки - до 300 кг). Надобность сходственной модификации подтверждалась тем, что теснее в начале 1942 года умельцами на военных аэродромах было переделано под двухместный вариант больше 1000 самолетов. Стрелков размещали так же, как в последствии это делали в серийной машине, правда во вред дополнительному топливному баку, тот, что на последних был перемещен, а не убран вовсе. Вооружение в импровизированных кабинах устанавливалось то, которое оказывалось под рукой: от пулеметов ШКАС и ДА до УБК, таких же, как на серийных самолетах.
Как и следовало ждать, двухместный вариант Ил-2 отличался худшими маневренностью и летными колляциями, а также больше трудным пилотированием по отношению к одноместному варианту. Впрочем эти параметры компенсировались лучшей защищенностью самолетов от атак вражеских истребителей.